ХЭЙХО
"ИСКУССТВО ВОЙНЫ И МИРА"
КРАТКИЙ ИСТОРИЧЕСКИЙ ОБЗОР СИСТЕМ ЧАКР В РАЗНЫХ ИСТОЧНИКАХ

Тема чакр в практике йоги в наши дни очень распространена. В многочисленных статьях, книгах, на интернет-страницах и в объявлениях о семинарах и мастер-классах можно увидеть варианты призывов в диапазоне от шизотерического «почистить чакры» до осторожного около хатха-йогического «асаны для раскрытия чакр». Практически все эти материалы приводят одну и ту же картинку с 7 чакрами по цветам радуги и с описаниями различных психологических качеств, якобы соответствующих той или иной чакре. Насколько эта картина имеет отношения к той системе практик, которая формировалась в йоге и тантре в течение веков, что и откуда в ней взято из традиционных школ, а что создано в наши дни – попробуем разобраться в этой статье.

 

Типичное современное изображение чакральной системы  

 

Для начала определим понятийное поле. На санскрите слово чакра (चक्र cakra) означает круг, диск в широком смысле. Например, может быть сказано чакра о круге практикующих или об оружии Вишну – метательных кольцах-дисках. В этой статье мы будем использовать слово чакра в узком смысле – объект для концентрации в частях тела, имеющий форму диска, кольца или более сложную форму, но по-прежнему близкую к кругу. Также в различных источниках традиционных школ в качестве синонимов используются термины падма (पद्म padma), буквально означающее лотос, т.к. фигуры для концентрации часто имели форму многолепестковых цветов лотоса. Во всех источниках, анализируемых и/или цитируемых в этой статье, чакры/падмы это объекты для визуализации в частях тела, которые располагаются внутри тела, на его поверхности и вне тела. Практика чакр задействует три канала восприятия: зрение (визуализация), слух (произнесение звуковых формул мантр и пр.), ощущения тела (прикосновение к частям тела или перенос внимания туда без прикосновения)

 

Как представляет себе чакры многие современные читатели? Вот цитата из одного из типичных материалов: «Как открыть чакры и освободить женскую энергию. В последнее время девушки все чаще говорят о том, что любовь, красота и успех – это в первую очередь сбалансированные чакры. … выяснила, что это такое и как их тренировать. Для многих учение о чакрах больше, чем метафора. В последнее время о них говорят не только адепты восточной философии и эзотерики, но и, среди прочих, психологи, спа-терапевты, преподаватели фитнес-йоги и гомеопаты. Многие мои подруги с недавних пор «тренируют чакры» – активно посещают соответствующие тренинги – и не нарадуются результатам. Одна влюбилась, у другой прекратились конфликты на работе, третья забеременела. Для меня самое интересное – как на уровне чакр общаться с противоположным полом. Считается, что первая чакра, муладхара (та, что расположена чуть ниже копчика, ее еще называют «корневой чакрой» и ассоциируют с красным цветом, энергией земли и планетой Марс) отвечает за нашу устойчивость, связь с землей, со своими корнями, предками. В этой чакре циркулирует энергия выживания, продолжения рода, способности идти на риск и решать проблемы. Если она заблокирована, то пропадает почва под ногами, вы чувствуете себя жертвой обстоятельств, у вас болит поясница, начинаются проблемы с ногами, суставами, бесконечные травмы. К счастью, разблокировать эту чакру женщине не так сложно – достаточно научиться позволять мужчине о вас заботиться. Эта чакра – мужская, энергия в ней движется по часовой стрелке (это направление ян), и у мужчин она должна быть активна, а у женщин – пассивна. Муладхара – это прежде всего удовлетворение базовых материальных потребностей, и по принципу обмена энергий лучше, если ответственность за это лежит на мужчине. Согласно учению о чакрах, мужская миссия – обеспечить своей женщине базовую безопасность, комфорт и защиту. Тогда он сможет успешно реализовываться в других областях. А задача женщины – зарядить его энергией на уровне следующей, второй чакры – свадхистаны.» и т.д. и т.п. на много-много страниц, много номеров журналов и много сессий разных тренингов.

 

   

Несколько типичных примеров из сети, которые появляются в первую по запросу информации про чакры (причем не только в русскоязычном секторе интернета. Англоязычный сектор тоже полон разного chakra cleansing, chakra healing etc.) 

 

Адекватный человек естественно задаётся вопросом: «Полноте! Что это за вакханалия? А про это ли были традиционные практики йоги?»

 

Впервые система чакр начинает упоминаться в упанишадах. В этом корпусе текстов это места в теле, на которых практикующий должен концентрироваться. Предлагаемые системы далеко не одинаковы – разное число объектов с различающимися названиями расположено в разных частях тела и вне тела, а не только в т.н. «центральном канале тела». Например, один из комментариев на Кришна Яджурведу, Брахмавидья упашанишад (ориентировочно 100 – 300 г.н.э.) описывает систему из 5 чакр – уровень Брахмы в сердце, Вишну в горле, Рудры на нёбе, Махешвары во лбу и Садашивы на кончике носа. Другие тексты позднего ведического периода тоже говорят о разном числе чакр в разных частях тела. Например, Йогататтва Упанишада (примерно 150 г. н.э.) говорит о 5 других областях: от стоп до коленей область стихии Земли, биджа-мантры laṁ и бога Брахмы; от колен до ануса область Воды, биджи vaṁ и Вишну; от ануса до середины груди область Огня, биджи raṁ и Рудры; от середины груди до межбровья область Воздуха, биджи yaṁ и Ишвары; от межбровья до макушки головы стихия Пространства и Вибрации, биджа haṁ и Шивы Шанкары Садашивы. А Йогачудамани Упанишад из Самаведы говорит о 6 чакрах и 16 основах (пальцы ног, лодыжки, колени, бедра, промежность, половые органы, пупок, сердце, основание шеи, горло, язык, нос, межбровье, лоб, затылок, макушка) как объектах для концентрации йогина.

Как мы видим, на этом этапе ещё нет единой схемы по количеству чакр, их расположению в теле, их виду и аттрибутам. Она возникает позднее.

 

А вот интересная цитата из Хамса Упанишад, которую относят как к традиции Атхарваведы, так и Шукла Яджурведы. В любом случае это уже гораздо более поздняя упанишада по сравнению с предыдущими упомянутыми. Затрудняясь точно её датировать, исследователи тем не менее относят её ко времени позднее 11 века н.э.: «Затем трижды обойти кругом шестилепестковую свадхиштхану, достигнуть сплетения манипурака из 10 лепестков и узла Вишну в его основании; размышлять о сутратмане или турииа в анахата-чакре и затем достичь нирвикальпа-самадхи. Затем пройти выше анахаты и достигнуть сплетения вишуддха, в нижней части которого два комка плоти, похожие на свисающий пенис (другое объяснение гласит «которые свисают подобно вымени или груди»), называемые индра-йони; оставив два боковых пути, войти в вишуддху посередине, удерживая здесь жизненные дуновения под контролем вишуддхи.» Текст говорит о 6 чакрах и использует привычные известные сейчас названия чакр, но описания их отличаются от широко распространённых в наши дни. Во второй части текста излагаются правила произнесения мантр в частях тела – ньяса. Сущность ньясы — представление о пребывании некоторых божественных существ в определённых местах или членах (anga) тела или отождествление (bhavana) их с этими местами.

 

Буддийский текст класса ануттара йога тантр (йоги высших методов) Хеваджра-тантра (ориентировочно VIII в.н.э.) описывает Нирмана чакру в пупке в виде 64-лепесткового лотоса, Дхарма чакру в сердце в виде 8-лепесткового лотоса, Самбхога чакру в горле в виде 16-лепесткового лотоса и Махасукха чакру на голове в виде 32-лепесткового лотоса. В разных источниках встречаются описания 4, 5, 6, 9, 11, 12, 15 и 16 чакр.  5-чакровая система есть в Калачакра-тантре. 9-чакровая в Сиддхасиддханта паддхати. 11-чакровая в Кауладжнянанирная-тантре.

 

   

Изображение 5 чакр в буддийской Калачакра-тантре (по некоторым гипотезам возводится к V в. до н.э.). Тибетское изображение 6-чакровой системы

 

Особо стоит отметить, что в Шатсахасрасамхите 165-176 предлагается концентрироваться на 5 чакрах, а если подвижник не может этого сделать, то совершить внешний ритуал – пуджу. Понятно, что всегда есть практикующие разных способностей на разных ступенях развития, поэтому для успешной практики для них должны быть разные искусные методы. Это пример одного из текстов, который с одной стороны говорит о важности интериоризации практики, перевода её от внешнего почитания идолов к работе с сознанием, но с другой стороны оставляет возможность совершенствования для людей, которые этого пока не могут сделать.

 

Различные источники оперируют не только разным числом чакр, расположенным в разных частях тела, но и другими «опорными объектами» в теле. Например, 16 адхар (опор), перечисленных в Сиддхасиддханта паддхати 2.10-25. Также можно встретить описания грантх (узлов), которые должны быть пронизаны. Чаще их 3, как в Горакшашатаке 74-86, но может быть и 12 как в Нетра-тантре 7.10-25.  Стоит понимать, что такое разнообразие связано и с индивидуальным опытом подвижников, оставивших после себя указание, и со схемами мира и сил, принятыми в разных школах, которые проецировались на тело в практиках.

 

      

Различные многочакровые изображения из разных источников. На третьем рисунке нью-эйдж вариант с 7 чакрами вверх и 7 чакрами вниз. Он имеет под собой определенную базу, но в общем и целом придуман реконструкторами

 

Широко распространённая в наши дни система из семи чакр возникла в недрах Теософского общества. Как и во многих подобных случаях Олкотт, Блаватская, Безант, Ледбиттер и другие лидеры общества опирались на реально существовавшие системы и источники, но очень творчески их интерпретировали. Поскольку им хотелось найти общее в мистицизме платонической школы и метафизике йоги, то чакр стало семь – как семь нот, как семь цветов радуги. Кстати, в различных источниках, если и упоминались цвета чакр, то совсем другие. Например, в Гхеранда самхите: 3.70. Стихия Земли жёлтого цвета, четырёхугольна, связана с Брахмой и её биджа laṁ. Созерцай эту стихию и там фиксируй кумбхакой прану и читту на 2 часа…   3.72. Стихия воды, белая как жасмин или как раковина, в форме луны, связана с нектаром и Вишну, её биджа vaṁ. Сосредотачивайся на стихии Воды и фиксируй там прану и читту 2 часа…  3.75. Стихия Огня, находящаяся у пупа, треугольная и пламенно-красная, как божья коровка; она связана с Рудрой и её биджа raṁ…  3.77. Стихия Воздуха дымного цвета, как мазь для глаз; она связана с Ишварой и её биджа yaṁ…  3.80. Стихия Эфира, светящаяся цветом чистой морской волны, связана с Сада-Шивой, её биджа haṁ… Как мы видим, другие формы, другие цвета, интересная связь с уровнями по божественным аспектам, описанными ранее в упанишадах. Про лепестки с буквами алфавита речь здесь не идёт, это было взято из других источников.

 

Возможно кто-то удивится, что такое широкое распространение получила схема не одной из традиционных школ, а современной организации. Но здесь стоит учитывать, во-первых, закрытость большинства традиционных школ не только для иностранцев, но и для соотечественников единоверцев, которая сохраняется и в наши дни. Поэтому желающие знаний и практик обращались к тем источникам, которые были доступны. А Теософское общество как раз ратовало за широкое распространение знаний в отличие от многих традиционных школ. Во-вторых, стоит учитывать влияние Теософского Общества на индийцев и другие народы. В то время многие индийцы видели смысл развития родины в том, чтобы отбросить старое и догнать Европу и Америку. Даже Махатма Ганди, в ту пору ещё Мохандас Карамчанд Ганди, открыл для себя Бхагавадгиту на заседании Теософского общества в Англии, где он учился на юриста. А полковника Олкотта до сих пор почитают на Шри Ланке за его вклад в возрождение ланкийского буддизма. Буддийская и индуистская литература, изданная Обществом, открыла учения не только и не столько для людей Запада, сколько для обычных людей в самой Индии.  Раджа Аундха Пратинидхи писал: «Потребовался Куэ, чтобы научить нас добродетели Джапа или постоянной медитации на определенной идее, и Хэддок, чтобы пояснить нам всю важность воли к могуществу, и Уильям Джеймс, чтобы просветить нас относительно значимости ментального контроля.  Любой, кто прочитает произведения этих людей, даже бегло, и сравнит их учения с учениями древних индийских мудрецов, не может не быть поражён удивительным сходством».

 

      

Основатель Теософского общества полковник Генри Олкотт. Эмблема Теософского общества. Чарльз Уэбстер Ледбиттер - автор книг Внутренняя жизнь (Inner Life) 1910 года и Чакры (Chakras) 1927 года издания

 

А откуда взялась та система из 6 чакр, на которую опиралось Теософского общество? Есть несколько предтеч шести-чакровой системы. В Махабхарате 12.187.51 упоминается сердечный узел грантхи, развязывание которого приносит счастье. Патанджалайогашастра, Сваччханда-тантра и ряд других тантр упоминают пупочную чакру и лотос сердца (пундарика) как объекты для концентрации. Брахмаямала-тантра описывает 9 центров, которые называет то лотосами (падма), то чакрами, как объекты для размещения божеств и их мантр в теле практикующего. Самые ранние из источников, описывающих шесть чакр и практику концентрации на них это Нетра-тантра (около 800-850 г. н.э.) и Бхагавата-пурана (около 900 г. н.э.) Расположение и описание мест концентрации в этих источниках уже близко к Кубджикамата-тантре (примерно X в. н.э.), описание из которой стало наиболее широко распространено в последующие века.

 

Кубджикамата-тантра это текст Западной Линии Передачи (Пашчимамная) Каула Шайвизма, ассоциируемый с культом Шакти в форме Богини Кубджики. Также эта система шести чакр есть в текстах Южной Линии Передачи (Дакшинамная) Каула Шайвизма, которая в более позднее время стала известна как Шри Видья. Известный текст этой традиции Шивасамхита приводит очень подробные и детализированные описания чакр: 5.87-88 … базовый (адхара) лотос, в сердцевине которого йони. Он сверкающий как брильянт, на четырех лепестках согласные, начиная с va и заканчивая sa (т.е. va, śa, ṣa и sa). Он называется Кула, он золотой и известен как самозарожденный линга. Его Риши Dviraṇḍa и божество Ḍākinī.

 

   

Изображение Муладхара чакры в разных источниках. Первое максимально приближено к описанию Шивасамхиты - согласные от va до sa на 4 лепестках, треугольник йони и линга,но смешано с другими источниками - мантра laM из Гхеранда самхиты и красный цвет из описаний, распространившихся благодаря теософскому обществу.

 

В XIX веке начались попытки осмысления древнего наследия в духе нового времени. Прогрессивные индийцы понимали, что с одной стороны им нужно держаться своих корней и учений, но с другой стороны без реформ не обойтись т.к. нужно искать точки соприкосновения с западной наукой и способы догнать и перегнать страны Запада. В эссе «Анатомия Тантры» (1888) и   «Превосходном эссе об индуистской системе медицины»  Басу старший со ссылками на Шива Самхиту и другие тексты начинает наносить карту тантрической телесной символики поверх западной анатомии, которое сохранится в работах последующих новаторов «научного» хатха-йогического феномена на много десятилетий вперёд.

 

Были на этом пути и свои радикалы. Например, основатель Арья-самадж Даянанда Сарасвати (1824 – 1883), путешествуя по Индии в 1855 году, вытащил труп из реки и препарировал его, чтобы удостовериться в истинности чакр, о которых он читал. Когда поиск оказался безуспешным, он с презрением выбросил свои йогические тексты в воду и стал пропагандировать истинность только лишь Вед. Другие люди подходили к вопросу иначе и указывали на то, что чакры это объекты сознания, но не физического тела. Но, похоже, что версию о чакрах как физических объектах многие уже приняли как основную и непогрешимую. 

 

Член Теософского Общества Чарльз Уэбстер Ледбиттер не столько следовал источникам, которые мы разбираем, сколько занимался реконструированием древних знаний и просто конструированием своей системы заново. Он ввёл представление о чакрах, как о реально существующих объектах, которые можно почувствовать экстрасенсорно и другим образом, в то время как традиционные источники говорят о визуализации и размещении на теле через ньясу физическую (прикосновением) или ньясу в уме (перенос внимания в части тела)

И несмотря на публикацию в 1919 году Артуром Авалоном (Джоном Вудрофом) перевода на английский текста XVI века Ṣaṭcakranirūpaṇa (Описание шести чакр), который был очень аккуратен в формулировках и описаниях, поток 7-чакровых систем, где чакры имеют физическое воплощение в теле, отвечают за эмоции, могут быть почищены, раскрыты и т.д. было уже не остановить.

 

Справедливости ради стоит отметить, что т.н. седьмую чакру Сахасрару члены Теософского общества не выдумали сами. Информация об этом содержится в некоторых текстах, хотя ей и не придаётся такое значение в практике.  Некоторые школы отмечали дополнительные центры концентрации кроме шести основных. Например, в тексте о музыке XIII века Самгитаратнакара описаны дополнительные чакры – 12-лепестковая Лалана на нёбе, 6-лепестковая Манас выше внутри головы, 16-лепестковая Сома ещё выше внутри головы и 1000-лепестковая чакра (т.е. Сахасрара) на макушке в месте Брахмарандхры.  Также этот текст интересен тем, что описывает Аджня-чакру с тремя лепестками, которые соотносит с гунами саттва, раджас и тамас. Другие тексты говорят о том, что Сахасрара находится вне тела. Например, в текстах Каула Шайва указывается Dvādaśānta (букв. «в конце двенадцати», подразумевая расстояние ширины 12 пальцев). Но помещают чакру в разные места – одни на 12 пальце выше макушки, другие на 12 пальцев перед носом, указывая, что адепт должен выдыхать в эту чакру и вдыхать из нее.

 

Иллюстрация из книги Лилиан Сильбурн по практикам кашмирского шиваизма. Видна и двадашанта вверху над Брахмарандхрой и место двадашанты на расстоянии дыхания от носа

 

И тут вдумчивый читатель спросит: «Как же так получается? И что же теперь со всем этим делать?» Отвечаем. Параллельно существуют две системы. Есть Нью-Эйдж и тому подобное с 7 чакрами цветов радуги, мужской и женской версией чакр и рассказами про то кто из полов кому что должен и т.д. и т.п. А есть традиционные школы, которые несмотря на сохраняющуюся закрытость, всё же открываются для серьёзных ищущих с Запада, за что огромная благодарность Учителям. В этих школах практика базируется на 6 чакрах, Матрике – алфавите санскрита и других деталях. 

 

Подробнее мы рассмотрим 6-чакровую систему в традиции Шри Видья, используемую в практике, в следующей части статьи.

 

 

Литература:

 

James Mallinson, Mark Singleton. Roots of Yoga. Penguin Books 2017

Andre Padoux. Vac: The concept of the Word in Selected Hindu Tantras. Delhi: Sri Satguru Pubkications 1992

Teun Goudrian, Navjivan Rastogi. Ritual and Speculation in Early Tantrism. New York Press 1992

Alexis Sanderson. Shaivism and the Tantric Traditions.

David Gordon White. The Alchemical Body. University of Chicago Press 1996

Mahant Avedyanath. Philosophy of Gorakhnath. Mahant Dig Vihay Nath Trust. Gorakhpur 2001

S.C. Banerji. Tantra in Bengal. A Study in its Origin, Development and Influence. Manohar New Delhi 1992

Mahidhara’s Mantra Mahodadhiḥ. Text in Sanskrit and Roman along with English Translation and Comprehensive Commentary by Ramkumar Rai. Prachya Prakashan. Varanasi 1992

Lilian Silburn. Kuṇḍalinī. The Energy of the Depths. State University of New York Press 1988

S.K. Ramachandra Rao. Śrīvidyā-Koṣa. Sri Satguru Publications New Delhi 2005

John R. Dupuche. Abhinavagupta the Kula Ritual as Elaborated in Chapter 29 of the Tantrāloka. Motilal Banarsidass Delhi 2003