ХЭЙХО
"ИСКУССТВО ВОЙНЫ И МИРА"
Ньяса и йога-нидра. Часть 2.

Расширенная версия статьи, написанной мной для сайта Йога-Станции, где я веду эту практику на регулярной  основе.

 

Нидра. Часть 2.

Ньяса рук.

 

По просьбам практикующих я систематизирую ответы на ваши вопросы и изложу их постепенно в системном виде циклом статей, которые будут постепенно размещаться на сайте.

В продолжение нашего вводного рассказа о практике остановимся на ньясах немного более подробно. Ньяса (санскр. nyAsa – прикладывание, размещение, приложение)  это часть тантрического ритуала, в которой внимание следует по различным частям тела, задействуя при этом визуальный, аудиальный и кинестетический каналы восприятия. Ньяса бывает внешняя (бахир) и внутренняя (антар). Во внешней ньясе мы прикасаемся пальцами руки или рук, сформированными в мудру (санскр. mudrA – печать; особое положение пальцев, рук или всего тела, принимаемое для практики) к различным частям тела. Это также называется спарша-ньяса (санскр. sparsha – прикосновение).

 

В первой части практики мы принимаем удобное положение сидя и делаем спарша-ньясы нескольких видов. Первый – кара-ньяса (санскр. kara -  рука, а также акт делания). Есть разные варианты выполнения ньясы рук – в одном из них одноименные пальцы обеих рук поочередно соединяются, а мы на занятии используем другой вариант, в котором проводим кончиком указательного пальца от основания большого пальца до его кончика, а затем кончиком большого пальца проводим по всем остальным пальцам от основания до кончика. Затем ладони соединяются и проворачиваются вокруг, соприкасаясь тыльными сторонами.

 

В первом проходе мы используем шад диргха – шесть долгих «гласных» санскрита A, I, U, ai, au, aH, которые символизирую творение, поддержание, разрушение, сокрытие (покров иллюзии) и откровение (раскрытие иллюзии, понимание всего) в виде биджа (семенной) мантры  – AM, IM, UN aiM, auM. Последняя шестая мантры это висарга – придыхательный звук Х, которые указывает на трансцедентный и невыразимый аспект опыта.

 

Каждая из мантр предваряет шестью другими биджа-мантрами  aiM hrIM shrIM aiM klIM sauH. Если не вдаваться в подробности тантрической мантрологии, то вкратце это можно пояснить так.

Мантра начинается с биджи aiM. Это поиск правды, аспект Богини Сарасвати (речь, разум, искусство).  hrIM  – это творящая сила, майя, иллюзия, налагающая  на нас ограничение во времени, в пространстве, в материи, скрывающее настоящее познание. И таким образом,  мы спрашиваем разрешение на познание вселенной, на познание всего, что нас ограничивает, мы пытаемся понять природу этого ограничения и через Милость Богини,  выраженную в  бидже shrIM овладеть этим знанием. aiM hrIM shrIM  – совершенный запрос на осознание всех процессов. Это путешествие из проявленного мира в непроявленный. aiM klIM sauH  – сотворение, поддержание, разрушение. Это словно следующий запрос, который может быть выражен так: «дай понять действующие силы, дай понять происходящие процессы творения, проявления». ЭТО НЕ РЕЛИГИОЗНЫЙ ВОПРОС СЛЕПОЙ ВЕРЫ, ЭТО ВОПРОС ПРАКТИЧЕСКОГО ПОЗНАНИЯ И ОПЫТА.

 

В практике используются все репрезентативные системы – аудиальная (слушаете мантры, которые поизносит инструктор), кинестетическая (концентрируетесь на ощущениях в месте прикосновения), визуальная (визуализируете в местах прикосновения произносимые мантры). При этом для визуализации совершенно не обязательно использовать один из алфавитов санскрита деванагари, просто потому что это по-индийски:-).  Деванагари стал использоваться для записи текстов тантр в сравнительно позднее время. А многие народы южной Индии вообще имеют свои древние системы письменности, которые используют для отображения санскрита. И нет никакого преимущества в использовании одного из них для носителей другой культуры. Поэтому вы можете использовать для визуализации символы знакомой кириллицы или латиницы.

 

Всматривайтесь, вслушивайтесь и вчувствуйтесь. Пальцы рук не зря являются объектом нашего внимания в этой практике. В 50-е годы XX века канадский нейрохирург Уайлдер Пенфилд (Wilder Penfield), обобщив опыт операций и экспериментов, создал схему, получившую название «гомункулус Пенфилда». Кортикальные клетки, чьи рецептивные поля располагаются на поверхности тела рядом, группируются вместе и в коре головного мозга. В результате в первичной коре мозга образуется представительство противолежащей поверхности тела - соматосенсорный гомункулус. Поскольку у человека в связи с развитием руки как автономного манипулятора резко увеличилось количество рецепторов осязания в коже кисти, участки коры, соответствующие рецепторам верхней конечности , намного больше рецепторов нижней конечности . Если изобразить представительство частей тела в постцентральной извилине (врисовать фигуру человека головой вниз - к основанию черепа и стопами вверх - к верхнему краю полушария), то получатся огромное лицо и большая рука, особенно кисть с большим пальцем, резко превосходящие остальные отделы: небольшое туловище и маленькую ножку.

 гомункулус Пэнфилда

А если отобразить эту схему более наглядно то так.

Гомункулус Пэнфилда 2

Вот как мы выглядим для нашего ума.


Проблема выделения себя из окружающего пространства (первый шаг к развитию «я») непосредственно увязана с ощущением собственного тела. Какими бы привычными, устойчивыми и объективными ни казались человеку его границы, они «очерчиваются» мозгом в реальном времени и могут быть сенсорно изменены буквально за десятки секунд.
В книге  Phantoms in the Brain (1998) индийский исследователь Рамачандран (V.S. Ramachandran) подчеркивает это и  рассказывает о различных опытах. Например, путем прикосновений и постукиваний, можно, к примеру, «вынести» нос на полметра или распространить ощущение собственного тела на какой-либо предмет.

 

В нашей практике ньясы мы не ставим такой цели, но используем ощущения в пальцах рук для другой проработки. Концентрация внимания на пальцах и разных частях тела, сопровождаемая звуковой последовательностью мантр, ведет к образованию новых психосоматических связей, улучшению внимания и психомоторно-координационных способностей.  

 

Мне неоднократно доводилось слышать и иногда читать рассказы практикующих о том, как им сложно проходить сознанием по телу – мол, такое ощущение, что сознание никуда не движется или постоянно сбивается с маршрута. В данном случае нам снова помогает спарша ньяса – ньяса с прикосновением.

Вторая часть нашей практики это хридайя (санскр. hRdаya – сердце)  или анга (санскр. a~Nga – часть тела)  Ньяса. Так она называется, потому что концентрация начинается с сердца – кончиками двух пальцев правой руки мы касаемся центра груди с мантрой hRdayAya namaH. И двигаемся далее:

- кончиками пальцев правой руки касаемся лба на границе роста волос с мантрой shirase svAhA (санскр. shiraH – череп)

- сжимаем правую руку в кулак, большой палец выставляем и касаемся макушки с мантрой shikhAyai vashaT (санскр. shikha – пучок волос на макушке, оставляемый подвижниками некоторых орденов)

- скрещиваем руки на груди с мантрой kacacAya huM (санскр. kavaca – защитная броня). Обращаем внимание на указание инструктора какая рука сверху, а какая снизу – в зависимости от используемой мантры положение может варьироваться.

- касаемся тремя пальцами правой руки глаз и межбровья: безымянным – левого глаза, средним межбровья, указательным – правого глаза, с мантрой netratrayAya vauShaT (санскр. netra – глаз, т.е. три глаза)

- двумя пальцами правой руки (указательным и средним) бьем по левой ладони с мантрой astrAya phaT (санскр. astra – вид метательного оружия)

 

Третья часть нашей практики также может быть выполнена не в форме манаса-ньясы (санскр. manas – ум), а в виде спарша-ньясы когда прикосновение помогает нам следовать сознанием по разным частям тела. Но матрика-ньясу мы рассмотрим подробнее в следующей части статьи.

 

Также в качестве дополнительного материала для размышления рекомендую вам ознакомиться с отрывком из книги Десмонда Морриса, написавшего несколько книг по антропологии и обобщившего большое количество интересного материала.

Каждый из пальцев обладает своими особенностями. Большой палец, вне всякого сомнения, имеет превалирующее значение, поскольку благодаря ему, кисть обладает способностью хватать предметы. Жизненно важная роль большого пальца признавалась со Средних веков, когда за его потерю выплачивалась компенсация, более чем в четыре раза превышавшая компенсацию за потерю мизинца. Сегодня с помощью средств современной микрохирургии функциями большого пальца, в случае утраты последнего, можно наделить указательный, противопоставив его оставшимся трем, в результате чего кисть сохраняет в определенной мере хватательную способность.

На латыни большой палец называется pоllех. В древности он был посвящен Венере - предположительно из-за своей фаллической формы. В исламе он посвящен Мохаммеду. С его помощью подаются три важных знака: он указывает направление, выражает оскорбление сексуального характера и показывает, что все хорошо.


Указательный палец является наиболее независимым и важным из других четырех. Он больше остальных противопоставлен большому пальцу и служит для выполнения тонких операций. Именно он спускает курок, указывает путь, набирает телефонный номер, подзывает, призывает к вниманию, ударяет оппонента в ребро и нажимает на кнопку.

У него много названий. Поскольку он указывает путь, его называют указательным. Поскольку он спускает курок, его называют стреляющим или спусковым. Кроме того, в разные эпохи он назывался наполеоновским пальцем, пальцем ам6иций, контактным и мировым. Самое странное его название - ядовитый палец. В прежние времена им запрещалось пользоваться при приготовлении лекарств и лечении, так как он считался ядовитым. Возможно, это связано с тем, что указательный палец часто принимает участие в агрессивных жестах и в результате играет символическую роль кинжала или меча – чего-то опасного, что может причинить вред, вроде зубов змеи.

Католики посвящают указательный палец Святому Духу, мусульмане – Фатиме, дочери Пророка.
Несмотря на своё значение, указательный палец обычно всего лишь третий по длине из четырех пальцев - после среднего и безымянного. Однако у 45 процентов женщин он является вторым, превосходя безымянный палец. Любопытно, что мужчин с более длинным, чем безымянный, указательным пальцем всего 22 процента. Причина такого полового различия остается загадкой.

Средний, самый длинный палец, также имел в древности множество названий, наиболее распространенными из которых 6ыли «позорный» и «неприличный», видимо потому, что он был задействован в большинстве грубых жестов, использовавшихся римлянами и на самом деле имевших неприличное значение. Главный из них состоял в том, что безымянный палец энергично поднимали вверх, в то время как остальные пальцы оставались согнутыми. Согнутые указательный и безымянный пальцы символизируют яички, а выставленный вверх средний палец - фаллос в эрегированном состоянии. Возраст этого жеста составляет две тысячи лет. Его можно было увидеть на улицах древнего Рима, а в современной Америке он называется просто «палец». В последние годы, с наступлением эпохи сексуального равенства, частота его использования женщинами, по крайней мере на 3ападе, значительно возросла. В прошлом такие жесты позволяли себе исключительно мужчины, но сегодня наиболее уверенные в себе женщины не колеблясь самовыражаются подобным образом.

В других культурах средний палец вызывает совершенно иные ассоциации. В католицизме он посвящен Христу и спасению, а в исламе - Али, мужу Фатимы.
Безымянный палец использовался во время лечебных процедур на протяжении 6олее чем двух тысяч лет. В древних ритуалах побережья Эгейского моря на него надевали напальчник из железа, и он применялся в качестве инструмента «магической медицины». Позже эта идея была воспринята римлянами, которые назвали безымянный палец digitus medicus - медицинский палец. Они считали, что от него проходит нерв непосредственно к сердцу. Римляне всегда размешивали им смеси, так как верили, что, если к нему прикоснется нечто ядовитое, сердце сразу это почувствует. Данное суеверие бытовало на протяжении столетий, правда, нерв иногда становился веной, а иногда артерией. В Средние века фармацевты все еще продолжали мешать этим пальцем свои микстуры и отвары и настаивали на том, чтобы их клиенты втирали
в тело мази только с его помощью. Прикасаться к лекарствам указательным пальцем категорически запрещалось. Некоторые полагали, 6удто одного лишь поглаживания безымянным пальцем вполне
достаточно для заживления раны, и со временем он стал называться целебным или врачебным пальцем. В некоторых областях Европы различные части тела до сих пор чешут только им.

Если в этих суевериях и есть какая-то практическая польза, так это то, что из всех пальцев безымянный используется меньше всего, и поэтому он самый чистый. Причина его относительной пассивности состоит в том, что вследствие слабости своей мускулатуры он является наименее независимым из всех пальцев. Если вы сожмете кисть в кулак, а затем будете разги6ать пальцы по одному, только безымянный не разогнется полностью, а если разогнется, то с большим трудом. Если одновременно с ним разгибаются средний палец и мизинец, вместе с ними безымянный палец разогнется без проблем, но сам по себе он слишком слаб для этого движения. Это означает, что прикосновение его к чему-то вредному наименее вероятно, по сравнению с остальными пальцами, и поэтому он самый безопасный из них для медицинских целей. Однако использовать его в качестве мешалки было довольно затруднительно, поскольку при этом приходилось отгибать назад с помощью большого пальца три других, да6ы они не касались смеси.

Ношение обручального кольца на сла6ом безымянном пальце слабой левой руки у католиков символизировало зависимость и подчиненность положения жены. Обычай надевать кольцо на этот палец, как часть свадебного ритуала сохранился по сей день только потому, что мы в большинстве своем забыли о его первоначальной символике. Если бы его истинный сексистский смысл был известен шире, многие невесты наверняка взбунтовались 6ы против него.

Ввиду того, что на безымянном пальце носили кольцо, римляне называли его также digitus annularis (палец кольца). В исламе он посвящен Хасану, сыну Али и Фатимы и внуку Мохаммеда, а у христиан он был «пальцем «аминь», поскольку жест благословления осуществлялся большим пальцем (Отец), указательным пальцем (Сын) и средним пальцем (Святой Дух), за которыми следовал «аминь» безымянного пальца.

Мизинец на .латыни называется minimus (наименьший) или auricularis (ушной) - первое название свидетельствует о том, что он является самым
маленьким из пальцев, а второе о том, что он ассоциировался с ухом. Существует мнение, будто название «ушной палец» было связано с тем, что мизинец достаточно мал и им можно было чистить ухо, но это, по всей вероятности современная рационализация. Раньше считалось, что если заткнуть уши мизинцами, то можно расширить свои парапсихологические возможности, обрести пророческий дар или другие сверхъестественные способности. Некоторые современные экстрасенсы утверждают, что, когда во время сеанса люди встают в круг и берутся за руки, контакт между ними осуществляется именно через кончики мизинцев, поскольку это древний способ установления духовной связи.

В Америке мизинец часто называют pinkie. Сначала это название использовали дети в Нью-Йорке, но впоследствии оно распространилось и среди взрослых, и в других городах. Считается, что оно родом из Шотландии, где дети называют им все маленькое, а в Новый Свет его завезли шотландские переселенцы. Однако следует отметить, что вначале Нью-Йорк назывался Нью-Амстердамом, а по-голландски мизинец называется pink. Дети, употре6ляющие это слово, обычно произносят его, когда мирятся после ссоры, читая специальный стишок. При этом они сцепляются мизинцами, скрепляя тем самым договор. 3десь снова прослеживается древний символ духовной связи через мизинцы. В некоторых европейских странах, когда люди произносят одновременно одно и то же слово, они кричат: «Щелк!» - и сцепляются мизинцами. При этом они загадывают про себя желание, которое сбудется, если ни единое слово не будет произнесено, пока не расцепятся мизинцы. И опять это отражает древнюю веру в духовную силу мизинцев и их способность наделять сверхъестественной силой. Причина произнесения слова «Щелк!» тоже связана с пальцами, поскольку это вербальная замена щелчка ими, еще одного действия, ассоциировавшегося со сверхъестественными силами. Считалось, что щелчок указательного и большого пальцев отпугивает злых духов (следовательно, привлекать чье-либо внимание щелчком пальцев - дурной тон), и при этом было необходимо, чтобы два человека одновременно произнесли одно и то же слово.

 

Продолжение - часть 3