ХЭЙХО
"ИСКУССТВО ВОЙНЫ И МИРА"
АСАНЫ РИШИ В НАСЛЕДИИ ШРИ КРИШНАМАЧАРЬИ

 

Названия асан йоги можно разбить на два основных типа – те, которые словами описывают положение подробно или не очень, и те, которые несут некий образ. Типичные примеры первых – уттхита хаста падангуштхасана (может быть и не вся асана описана, но основная идея хвата рукой за большой палец ноги донесена:-), джану ширшасана (головой к колену – тоже выделена основная мысль). Используются названия частей тела, описания положения в пространстве и действий. Любимая многими поза треугольника триконасана также дает инструкцию, но уже не столь явную и практически переходящую к работе через образ. А вот другой достаточно многочисленный класс асан начинает с образов растений и животных, в асанах имени которых еще можно уловить некоторое сходство, и продолжает такими образами тех же растений и животных, а также героев, Богов и мудрецов Риши, что не обойтись без знания историй с ними связанных.

 

Я всегда старался не использовать терминологию в режиме «эта птица ругается как тысяча чертей, но не понимает ни слова из того, что говорит»:-) Старался переводить терминологию тех школ и направлений в которых развивался. Составил словарик по асанам сперва для себя, а потом и для блага других практикующих. Но, как я уже отметил выше, часто для понимания недостаточно только перевода, а необходимо знать историю, связанную с этим персонажем.

 

Первоначально идея статей об асанах имени разных аспектов Богов и Риши родилась в беседе с моей бывшей женой Ольгой Любомирской. Долгое время эта мысль так и оставалась благим намерением, пока однажды не сформировалось вИдение как освещать эту тему на данной стадии развития.  Так родился цикл статей для журнала «НОЙ» (Новое о йоге): Вирабхадрасана, Маричиасана, Вишвамитрасана, Бхарадваджасана, Хануманасана/Анджанеясана. В каждой статье была мифологическая часть о герое, обзор асаны в разных современных школах и рекомендации по безопасному освоению. После чего на какое-то время я приостановил раскрытие этой темы. Напоминанием о том, что возможно есть повод вернуться к этому вопросу на новом уровне, послужил постинг в блоге Энтони Грим Холла (Anthony Grim Hall). Это опытный практик из Лондона, ученик Шриватсы Рамасвами и исследователь наследия Кришнамачарьи (уже переводил его постинг про сравнение индийского музыкального инструмента вины и человеческого тела с точки зрения практики йоги)

 

Итак, предлагаю вашему вниманию небольшую подборку фото и информации по мотивам постинга с переводом цитат из писем Шриватсы Рамасвами и комментариев Холла. Ссылки на Википедию - это скорее дань тому, что в постинге Холла так было. Позже доработаю со ссылками на другие более серьезные источники. Оригинал постинга здесь.

 

Возможно я вернусь к теме освещения асан имени Риши, переосмыслив то, что известно, проведя дополнительные исследования и подойдя с другими критериями. А возможно кто-то еще из практикующих возьмется за раскрытие этой богатой темы. 

 

«Первоначально было пять серий/последовательностей: Начальная (Primary), Промежуточная/Средней сложности (Intermediate), Продвинутая А (Advanced A), Провинутая Б (Advanced B) и пятой была «Риши» серия».

Нэнси Гилгофф в статье «Йога как она была».
Nancy Gilgoff 'Yoga as it was'



А вот интересный комментарий к одному из моих (Энтони Гримли Холла) постингов про Риши серию. Rishi series posts

«Практикующие Аштанга йогу могут  узнать имена этих Риши в многих позах, в честь которых они названы. Мой наставник Манджу Джойс (Manju Jois) объяснял практику серии, называмой «Последовательность Риши» ("Rishi Sequence"),  отдельной особой серии Виньяс, где практикуемые позы носят имена Риши». С этого испаноязычного сайта .

 

 

По общему признанию асаны с ногой за головой несколько сложноваты, но остальные вполне доступны и выполнимы при условии качественного полулотоса у практикующего. Маричиасана H выбрана для разнообразия т.к. стандартная версия достаточно проста и прямолинейна. Кашьяпасана также может быть выполнене в связанной версии, уверен, что Риши не станет возражать против этого:-)

 

Риши. Из письма Шриватсы Рамасвами в декабре 2012 года. from Srivatsa Ramaswami's December 2012 Newsletter

«В течение моего долгого ученичества у Кришнамачарьи, он обучал нас нескольким асанам и виньясам, не очень известным в то время. Некоторые из них носили имена Риши. Мне и ранее были известны некоторые асаны, ассоциирующиеся с разными Риши, но большинство из них были позами сидя, медитативными асанами, как например Ваджрасана, также известная как Дадхичи (Dadhichi) асана (о ней я писал раньше). Но Шри Кришнамачарья учил еще нескольким новым асанам, о которых я даже не слышал до того. Они также были освещены в его книге «Йога Макаранда». Некоторые из них, как например Бхарадваджасана или Маричиасана, были достаточно простыми асанами сидя, но многие другие были сложными и заставляли задуматься как риши могли оставаться долгое время в этих асанах и медитировать. Некоторые из асан были положениями стоя на одной ноге, например Бхагиратхасана и Дурвасасана, но я слышал, а также читал в пуранах, что такие особые асаны на одной ноге использовались некоторыми тапасвинами для обретения милости Бога. Асаны имени разных Риши, которым учил мой Гуру, могут быть классифицированы следующим образом: простые медитативные как Дадхичи асана (ваджрасана); более сложные асаны сидя как Бхарадваджасана, Матсьендрасана, Маричиасана и др. Затем мы имеем несколько асан, которые формируют группу т.н. «боковой планки» - это Васиштхасана, Вишвамитрасана, Кашьяпасана и др. Потом идет серия асан с основной идеей экапада ширшасаны (нога за головой) как например Капиласана. Кришнамачарья учил многим асанам, названным по именам Риши, о многих из которых я не знал до того, как стал у него учиться.



Риши были известны в основном всё-таки не по их способностям к выполнению асан. Есть такая версия, что Веды назывались Арша или сотворенные Риши, хотя Шри Кришнамачарья и говорил, цитируя сами же Веды,  что они апаурушея – не сотворенные человеком. Есть такая точка зрения, что Веды были сотворены Брахмой-творцом, но находились в спящем режиме. Риши, погружаясь в созерцание и глубокую медитацию, получали возможность настроиться на скрытые ведические мантры и затем передать их людям для правильного использования и понимания. Риши были известны как «провидцы мантр». Как говорил ведийский этимолог Яска (Yaska): «Rishayah Mantradrashtarah». Но Веды также почитаются как правда божественного откровения. И соответственно другое определение для них, часто цитируемое Шри Кришнамачарьей из хорошо известного санскритского тезауруса «Амаракоша»: «Rishayah Satyavachasah»  - несущие/говорящие истину/правду. Конечно, оба эти определения близки и говорят об одном и том же. Таким образом мы можем сказать, что Риши - это открыватели истины через опыт ведийских мантр. Некоторые исследователи говорят, что слова Риши, Rtam (правда), Rju (доказательство), Rk (ведийская мантра), Arjava (прямодушие) могут быть произведены от одного санскритского корня Rj, означающего «быть прямым»».

 

Бхагиратха

 

Бхагира́тха (भगीरथ, bhagīratha) — великий царь в индуистской мифологии, по преданию принёсший Гангу  из духовного мира на Землю. Наиболее полное описание легенды о Бхагиратхе содержится в «Рамаяне». Говорится, что Бхагиратха был предком Рамы, потомком великого императора Сагары из Солнечной династии и правителем древнеиндийского царства Кошалы. Более подробная информация в англоязычной википедии.

 

Bhagiratha_1   Bhagiratha_2   Bhagirathasana

Аскеза Бхагиратхи                                                                                                                              Энтони Грим Холл в бхагиратхасане

 

Маричи

 

Мари́чи (मरीचि, Marīci), букв. «мерцающий огонёк», «луч света») — в древнеиндийской мифологии мудрец, первый из десяти (иногда шести) Праджапати; один из Саптариши (семи великих мудрецов). Маричи — старший сын Брахмы (из его души или плеча), или Сваямбху, или Ману Хайраньягарбхи по разным версиям. Более подробная информация в русскоязычной википедии

 

Marichi   Marichiasana_A     Marichiasana_B

Риши Маричи                                                    Маричиасана А                                                                               Маричиасана В

 

Marichiasana_C   Marichiasana_D   Marichiasana_F

Маричиасана С                                                                                         Маричиасана D                                          Маричиасана Е

 

Marichiasana_E   Marichiasana_G   Marichiasana_H   Marichiasana_sthiti

Маричиасана F                                                                Маричиасана G                                   Маричиасана H                                               Вариация маричиасаны стоя

 

Моя статья о Маричиасане

 

Кашьяпа

 

Кашья́па (कश्यप kaśyapa  «черепаха») — в ведийской и индуистской мифологии божественный мудрец (риши), автор нескольких гимнов «Ригведы».

Согласно «Махабхарате», отцом Кашьяпы был Маричи, один из десяти духовных сыновей Брахмы. Поэтому одним из имен мудреца является патроним Марича. Кашьяпа появился от брака Маричи с Калой, дочерью Кардамы и Девахути. Но уже в «Рамаяне» Кашьяпа назван младшим братом Маричи и следовательно сыном Брахмы. В пуранах встречаются обе версии происхождения риши.

 

В тексте «Шатапатха-брахманы» Кашьяпа отождествлён с черепахой, образ которой принял Праджапати при сотворении мира, и соответственно всё живое считается его потомством. Позднее он был включён в число семи древних мудрецов (саптариши).

Более подробная информация в англоязычной википедии

 

Kashyapa_1   Kashyapa_2

 

Kashyapasana   Kashyapasana_1   Kashyapasana_2

Энтони Гри Холл в кашьяпасане               Б.К.С. Айенгар в кашьяпасане

 

Из письма Шриватса Рамасвами от декабря 2012 года

«Махариши Кашьяпа это другой очень известный ведийский Риши. Также он известен и в буддийской литературе. В части Вед, описывающей Сурья Намаскар, также упоминается Риши Кашьяпа при объяснении солнечной системы: «Kashyapaf pashyako bhavati». О нем говорят как о сыне Маричи, как об одном из десяти «сыновей ума» (manasputras) Брахмы. Есть интересная история о том, как различные существа были созданы. Кашьяпа был женат на 13 женщинах и имел от них столь много детей, что они заполнили всю вселенную. Боги, такие как 12 солнечных Адитьев, демоны, тигры и львы, птицы, такие как орел Гаруда, змеи и рептилии – все они были рождены от жен Кашьяпы. Таким образом, Кашьяпа стал отцом всех живых существ, а все живые существа (не только люди) стали связаны друг с другом через их предка Кашьяпу. Все они родственники. Многие семьи в Индии носят это имя».

 

 

Бхарадваджа

 

Бхарадва́джа (भरद्वाज, Bharadvāja) — один из семи мудрецов Индии, автор ряда гимнов Ригведы. Отец Дроны, наставника Кауравов и Пандавов. Более подробная информация в русскоязычной википедии.

 

Из письма Шриватса Рамасвами от декабря 2012 года

«Бхарадваджа – другой прославленный ведийский Риши. Его считают величайшим исследователем и учителем. Есть интересный эпизод в Катаках Тайттирия сакха Яджурведы. Бхарадваджа был так сконцентрирован на изучении Вед, что даже когда жизнь его подходила к концу, то он все еще продолжал свои изыскания. Индра явился Бхарадвадже и напомнил ему, что жизнь его истекает и спросил: «Бхарадваджа, если я дам тебе другое человеческое воплощение, то что ты будешь делать?» И тот ответил: «Буду далее изучать Веды». Затем Индра попросил у Бхарадваджи  посмотреть на три горы, с каждой из которых Индра принес по горсти земли. «Эти горы представляют собой три Веды, а эти горстки земли представляют собой ту часть Вед, которую ты изучил», - молвил Индра – «Веды неисчислимы и бесконечны (ananta vai vedaH) и любое количество рождений не будет достаточным для их постижения. Попытайся постичь самую суть Вед – источник Вселенной Брахман». И Бхарадваджа, последовав этой рекомендации, стал великим наставником Вед.

И в этом случае можно отметить, что много семей носит это имя.

 

Bharadvaja   Bharadvajasana

Риши Бхарадваджа на традиционной асане из шкуры черного оленя.  Б.К.С. Айенгар в одном из вариантов бхарадваджасаны

 

Моя статья о Бхарадвадже и Бхарадваджасане.

 

Матсьендра

 

Матсьендра или Матсьендранатха (मत्स्येन्द्रनाथ-Matsyendranātha) прим. IX-X вв. , один из 84 Махасиддхов. По одной из версий он - Гуру Горакшанатха, который почитается как основатель хатха-йоги. Матсьендранатха считают автором «Кауладжнянанирная» (Kaulajñānanirṇaya)  - одного из наиболее ранних текстов о хатха-йоге. Он почитаем как великий подвижник как в индуизме, так и в буддизме.

 

Matsyendranatha   Matsyendrasana_1  

Тибетская тангка с изображением Матсьендранатха

 

 

Васиштха

 

Васи́штха (वसिष्ठ, Vasiṣṭha - «самый богатый», «великолепнейший») — в ведийской и индуистской мифологии один из семи божественных мудрецов, риши, духовный сын Брахмы, один из прародителей земных существ, муж Арундхати. В его ашраме проживала корова Нандини, которая кроме молока давала пищу его жителям, исполняя их желания. Из-за желания иметь эту корову Вишвамитра поссорился с Васиштхой и оставил своё царство. Считается автором трактата, посвящённого ведийской астрологии «Васиштха-самхита». Выступает одним из главных героев «Йога-Васиштхи». Считается автором гимнов VII мандалы «Ригведы».

 

Vasishtha   Vasishthasana_1   Vasishthasana_2

Скульптура Риши Васиштхи в храме, посвященном семи Риши. Варианты выполнения васиштхасаны.

 

 

Ричика (иногда произносится Ручика – с южным акцентом:-)

 

Знаменитый блистательный сын мудреца Чьяваны (которого многие практикующие знают по аюрведическому джему его имени – Чьяванпраш:-) из рода Бхригу. Он был известен своими аскетическими активностями. Отец прославленного подвижника и героя-воина Джамадагни.

 

Ruchikasana

 

Также эта асана называется Скандасана по имени Сканды/Муругана/Картиккеи.

 

 

Капила

 

Капи́ла (कपिल  - дословно «красно-бурый») — ведийский мудрец, который описывается в Пуранах и считается автором основных принципов индуистской философской системы санкхья, изложенной в классическом философском тексте «Санкхья-карика», В «Махабхарате» Капила описывается как один из семи сыновей Брахмы, а в «Вишну-пуране» и «Шримад-Бхагаватам», однако, он описывается как аватара Вишну. Более подробная информация в англоязычной Википедии.

 

Из письма Шриватса Рамасвами от декабря 2012 года.

 

«Капила – ведийский Риши. По сей день многие индийские семьи носят это имя. Согласно Бхагавата Пуране он был аватаром Нараяны. Хорошо известны его наставления о духовном «Kapila-devaahuti samvada». Он считается формализатором философии Санкхья и автором основных работ этой даршаны – Санкхья Сутр и Санкхья Карик. Также имя Капилы ассоциируется c историей о том, как Ганга спустилась на землю (см. выше историю Бхагиратхи)».

 

Kapila   Kapilasana_1   Kapilasana_2

 

 

Дурваса

 

Дурва́са (दुर्वास — «(с которым) трудно жить», от dur- «плохой», «дурной» и vāsa II «обитание», «жилище», «дом» или «(с) плохой одеждой», от dur- «плохой», «дурной» и vāsa I «одежда») — ведийский мудрец-подвижник, гневный отшельник, хранитель традиционных норм поведения и этикета. Считается, что он был сыном риши Атри и Анасуйи. В некоторых источниках говорится, что Дурваса был воплощением Шивы. Дурваса является единственным риши, чья пунья возрастает каждый раз, когда он проклинает кого-то. Данные им проклятия разрушили жизнь многим людям, поэтому, куда бы он ни приходил, его принимали с великим почтением.

 

В «Вишну-пуране» описывается, как Дурваса проклял Шакунталу, не проявившую к нему должного уважения; там же описывается история о том, как он проклял Индру, на время лишив его власти над миром за то, что тот пренебрёг подаренной ему Дурвасой гирляндой. В «Махабхарате» описывается, что Дурваса предрёк смерть Кришне, когда тот, оказывая Дурвасе гостеприимство, забыл вытереть следы пищи с его ног. Там же описывается история о том, как Дурваса наградил угодившую ему Кунти особым даром вызывать к себе любого дэву, от которого она бы пожелала иметь сына.

Более подробная информация в англоязычной википедии

 

Durvasa  Durvasasana_1   Durvasasana_2

Дурваса проклинает Вишну

 

 

Аштавакра

 

Аштавакра (अष्टावक्रः, aṣṭāvakra, «восьмикратно скрученный») — древний мудрец, упоминаемый в священных текстах индуизма, где он выступает наставником легендарного царя Митхилы по имени Джанака, а также одного из величайших ведийских мудрецов по имени Яджнавалкья. Подробное изложение легенды о жизни Аштавакры содержится в третьей книге Махабхараты –Араньякапарве. Он также упоминается в Рамаяне и считается автором знаменитого ведантистского трактата под названиемАштавакрагита.  Он, пребывая ещё во чреве матери, однажды сказал своему отцу, погружённому в изучение Вед в присутствии учеников, что тот не смог выучить их как следует. Разгневанный Кахода в гневе проклял сына, из-за чего тот впоследствии родился скрюченным в восьми местах и получил имя Аштавакра.

Более подробная информация в англоязычной википедии

 

Ashtavakra   ashtavakrasana

Аштавакра                                                          Грегор Маэле в аштавакрасане

 

 

 

Предположительно последовательность Риши, которая была объяснена Дэвиду Вильямсу Шри Паттабхи Джойсом, содержала десять асан, которые удерживались в течение более длительного времени, чем обычно. Далее еще несколько балансовых асан, названных именами Риши, которые знакомы практикам Аштанги, есть у Айенгара, но их нет у Рамасвами.

 

 

Вишвамитра

 

Вишвами́тра (विश्वामित्र, viśvāmitra, «друг всех») — ведийский мудрец, один из семи великих риши. Ему приписывается авторство бо́льшей части третьей мандалы «Ригведы», включая «Гаятри-мантру». В Пуранах говорится, что за всю историю только 24 риши смогли постичь полный смысл Гаятри-мантры и, соответственно, воспользоваться всей её духовной силой. Вишвамитра был первым из них, а Яджнавалкья — последним. 

 

Родился кшатрием и имел имя Вишваратха, после ухода царь Гадхи передал ему царство. Будучи царём, Вишваратха организовал военные походы и захватил близлежащие государства. Во время походов он попадает в ашрам Васиштхи и узнаёт о волшебной корове Нандини, которая может исполнять желания. Так как Васиштха отказался отдать корову, то Вишваратха попытался увести её силой. Эта попытка также оказалась неудачной. Разгневанный царь передаёт власть своему сыну и уходит совершать тапасью, чтобы превзойти мудреца Васиштху. Во время аскез к Вишваратхе является богиня Гаятри и даёт ему новое имя — Вишвамитра.

Более подробная информация в англоязычной википедии

 

Vishvamitra_1   Vishvamitra_2

Скульптура Риши Вишвамитры в храме, посвященном семи Риши.  Рама и Лакшмана у ложа своего учителя Вишвамитры.

 

Из письма Шриватса Рамасвами от декабря 2012 года

 

«Васиштха и Вишвамитра – два известных ведийских Риши. Я уже писал о них двоих в своей ранней статье «Yogagate». Вишвамитра известен тем, что открыл одну из наиболее важных мантр Вед – Гаятри, которую люди используют по сей день в ежедневной практике на протяжении жизни. Также известно, что Вишвамитра учил Раму и Лакшману двум важным мантрам, описанным в Рамаяне как бала и атибала. Если практикующий преуспевал в практике бала-мантры, то он обретал неутомимость в бою, а если успешно совершал практику атибала-мантры, то обретал защиту от жажды и голода.

 

Моя статья о Вишвамитре и Вишвамитрасане

 

 

Каундинья

 

Каундинья (कौण्डिन्य, Kauṇḍinya, Pali: Kondañña) также известный как Аджнята Каундинья (अज्ञात कौण्डिन्य, Ājñātakauṇḍinya, Pali: Añña Kondañña) была буддийским подвижником бхиккху в сангхе Будды Гаутамы и первым стал архатом (совершенным, достигшим нирваны).

Более подробная информация в англоязычной википедии

 

Kaundinya_1   Kaundinya_2

Изображения Каундиньи в качестве индуистского и буддийского подвижника

 

Kaundinyasana_1   Kaundinyasana_2   Kaundinyasana_3

Различные варианты каундиньясаны: двипада каундиньясана, экапада каундиньясана, паривритта экапада каундиньясана

 

 

 

И теперь, собрав это все вместе, подытожим. Без энтузиазма отношусь к идее удерживать эти асаны от 25 до 50 дыханий каждую, как было предложено в комментарии к постингу. Может быть Манджу (Manju) так пошутил, а может быть Шри Кришнамачарья дразнил учеников, спрашивавших его, а что дальше после серии Advanced B?:-)