ХЭЙХО
"ИСКУССТВО ВОЙНЫ И МИРА"
КУДЗИ И ДЗЮДЗИ В КНИГЕ ОТАКЭ РИСУКЭ СЭНСЕЯ 2007 ГОДА

Из книги Отаке Сэнсея «Катори Синто рю. Воинская традиция» 2007 года издания, часть «Элементы хейхо», глава  «Кудзи-но-ин и Дзюдзи».

 

Перевёл Сергей Бабкин. Ученик Отакэ Рисукэ Сэнсея. Мокуроку Катори Синто рю

 

 

Кобо Дайси (Kōbō-Daishi 弘法大師), также известный как Кукай (Kūkai 空海), монах, который основал буддийскую школу Сингон, провёл три года (804-806 г.н.э.) в Китае в столице того времени городе Чанъань (Chang’an 長安), изучая эзотерический буддизм. Позже, благодаря ему индийская традиция Миккё получила распространение в Японии, а центром её стал храм То-дзи в Киото.

 

Миккё включает в себя такие практики как дзюхо (juhou 呪法– рецитация мантр и других магических текстов) и ходзюцу (houjutsu 方術 – магическое искусство) Эти чудесным образом работающие практики, пока всё ещё вне возможностей анализа современной науки.

 

В Китае многие великие учёные, правители и воители – такие как Chōryō (Zhang Liang 張良), Taikō Bō (Taigong Wang 太公望), Choshibo (Zhang Zifang 張子房), Shokatsu Kōmei (Zhuge Liang 諸葛亮) – тщательно изучали миккё и применяли его на поле боя и в стратегии с потрясающим эффектом.

 

И в Японии тоже такие великие подвижники как Кобо Дайси или Нитирэн, так же как и многие известные военачальники средневековья, изучали это искусство и использовали его для достижения великих целей, превышающих возможности обычного человека.

 

Эти секретные учения живы и в наши дни. Хорошим примером этого являются свитки Катори Синто рю, пришедшие из прошлого и дающие нам пример практики дзюдзи (десять магических знаков)

 

В прошлые эпохи воины часто помещали знак кудзи (kuji  九字 – «девять букв») на клинке или цубе своего любимого меча, на копье или другом оружии или доспехах, а дзюдзи (juji 十字) обычно помещали на накаго.

 

Fujishiro Yoshio в своей книге Nihon Tōkō jiten (Swordsmith Dictionary) в части Koto (Старые мечи) писал о существовании накаго с дзю-дзи работы Hiroyoshi выполненных в соответствии с традициями Yamashiro. Эти знаки находили и на крепостных стенах. Использование этих магических символов отражает страстное желание рисовавшего их, усиленное молитвой, преуспеть в, скажем, мести или рукопашном бою. На крепостные стены же дзюдзи возможно наносился дабы воспрепятствовать захвату замка неприятелем. С другой же стороны также возможно, что эти знаки были нанесены на стены магами неприятеля, штурмовавшего замок, для поддержки мятежа, который уже зрел внутри, подготавливаемый проникшими лазутчиками. Главная идея использования этих магических символов – это воздействие на психологические реакции, продвижение стратегии через воздействие божественной воли персонального божества на ситуацию.

 

В период Сражающихся провинций Сэнгоку Дзидай (1467 – 1568) командующие и воины более низкого ранга фаталистично верили в судьбу. Поэтому на кабуто (шлемах) воинов мы видим изображения Дайкоку-тэн (Махакалы) – Божества удачи и успеха, а также надписи, призывающие 98 000 Божеств на хатимандза (hachimanza 八幡座 – верхнее отверстие)  этого шлема для защиты носящего его. Есть шлемы со специальными символами Аматерасу-но-ками на маэдатэ (maedate 前立て – специальная декоративная пластина на передней части шлема). Также воины часто носили изображения Хатимана Дайбосацу на задней пластине доспехов. В каждом случае воины молились своим персональным божествам и устремлялись в гущу битвы чтобы победить. В более близкие к нам времена это нашло отражение в традиции имевшей место во Вторую Мировую Войну, когда, солдаты, отправляющиеся на фронт, надевали специальные пояса сэн-нин-бари (sen-nin-bari тысячешовный пояс), носимые вокруг талии наряду с прочими амулетами.

 

Поле боя – это перекресток жизни и смерти, где победу приносит сочетание высокой тренированности и воли. Таким образом, воины старины столь полагались на эзотерические практики именно потому, что они верили, что те помогут им с полной осознанностью владеть собой и процессом того, что они делают, получить сверхсилы и победить.

 

 

Кудзи. Девять магических знаков.

 

Это серия жестов рук, называемых мудрами в древней Индии, известных в Японии как инкэй о мусубу (inkei o musubu 印契を結ぶ) – связывание магических знаков. Это общая тенденция для всех цивилизаций выражать намерения и чувства через жесты рук и пальцев, так что это не уникальная традиция Японии или Индии.

 

Через объединение этих девяти знаков мы становимся объединёнными, все мирские мысли уходят, эго угасает. Это «самостирание» (muga 無我 – букв. пустое я, буддийский термин анатта – прим. пер.) Забывание себя может быть расценено состоянием близким к этому «затуханию». Мы иногда можем видеть такое состояние у кого-то, наблюдая их нежащимися в лучах солнца в холодный зимний день, со недвижимым взглядом в одну точку. Это состояние самозабвения. Но есть некоторая тонкая разница между состоянием «самостирания» (muga 無我)  и самозабвения (bōga 忘我).

 

Мы делаем кудзи для того чтобы войти в состояние муга. Но чтобы входить в это состояние быстро нужно тренироваться очень интенсивно.

 

臨 rin

Выполняя символ хобё (hōbyō  宝瓶 – драгоценного сосуда) практикующий произносит следующую формулу призвания Тямонтэн (Tamonten 多聞天 – Вайшранава): on-bai-shira-man-ta-ya-so-wa-ka

Хобё в эзотерическом буддизме сосуд, содержащий «воду праджни» (высшую мудрость), которой Будда благословляет новых боддхисаттв по достижении ими высшей стадии просветления.

 

 

兵 pyō

Выполняя символ конрин (konrin 金輪 – золотого колеса) практикующий произносит следующую формулу призвания Годзандзэ Яся Мё-О (Gōzanze Yasha Myō-ō  降三世夜叉明王 Трайлокьявиджая – победителя трёх миров): on-i-sha-na-ya-in-ta-ra-ya-so-wa-ka

Конрин в эзотерическом буддизме это металлическое колесо, которое поддерживает Землю. Под ним находится водное колеса суйрин, далее следует колесо ветра фурин, и наконец после всех них колесо пространства курин.

 

 

闘 tō

Выполняя символ гай-дзииси (gai-jiishi  外獅子– внешнего льва) практикующий произносит следующую формулу призвания Дзикокутэн (Jikokuten 持國天 Дхритараштра): on-ji-re-ta-ra-shi-i-ta-ra-ji-ba-ra-ta-nō-so-wa-ka

Сиси или дзиси – собако-лев в мифологии Китая, Кореи и Японии.

 

 

者 sha

Выполняя символ най-дзииси (nai-jiishi  内獅子– внутреннего льва) практикующий произносит следующую формулу призвания Конго Яся Мё-О (Kong ō Yasha Myō-ō   金剛夜叉明王): on-hay-bai-shira-man-ta-ya-so-wa-ka

 

 

皆 kai

Выполняя символ гай-баку (gai-baku 外結  – внешнего узла) практикующий произносит следующую формулу призвания Фудо Мё-О (Fudō Myō-ō   不動明王– Ачаланатха): on-nō-ma-ku-san-man-da-ba-sa-ra-dan-kan

 

 

陣 jin

Выполняя символ най-баку (nai-baku  内結 – внутреннего узла) практикующий произносит следующую формулу призвания Гундари Яся Мё-О (Gundari Yasha Myō-ō  軍荼利夜叉明王 – Кундали): on-a-ga-na-ya-in-ma-ya-so-wa-ka

 

 

列 retsu

Выполняя символ тикэн (chiken 知剣 – меча мудрости) практикующий произносит следующую формулу призвания Комокутэн  (Komokuten  廣目天 – Вирупакша): on-hi-ro-ta-ki-sha-no-ga-ji-ba-ta-i-so-wa-ka

 

 

在 zai

Выполняя символ нитирин (nichirin 日輪 – солнца) практикующий произносит следующую формулу призвания Дайтоку Мё-О (Daiitoku Myō-ō  大威徳明王神 – Ямантака): on-chi-ri-chi-ri-ba-ro-ta-ya-so-wa-ka

 

 

前 zen

Выполняя символ инкэй (inkei  陰形 – сокрытая форма) практикующий произносит следующую формулу призвания Зотётэн (Zochoten  增長天 – Вирудхака): on-a-ra-ba-sha-nō-so-wa-ka

 

 

 

Техника дзюдзи

 

Обычно в дзюдзи-но-хо практикующий формирует мудру то-ин (tō-in 刀印) или тикэн-но-ин (chiken-no-in 知剣之印) и рисует девять линий как показано на иллюстрации на ладони левой руки указательным пальцем правой и «запечатывает» заклинание десятым символом как указано на следующей иллюстрации. Если кто-то желает предотвратить чтобы другие узнали о том какое заклинание он использовал, то на гохэй, меч, цубу или яри наносится общий символ (см. иллюстрацию)

 

Варианты рисования кудзи решёткой и звездой

 

Вариант рисования десятого символа

 

Вариант сокрытия использованного десятого символа

 

 

Несколько примеров десятого знака/буквы, которые могут быть нанесены на собственную ладонь или лист бумаги

太 большой – используется в случае, когда воин противостоит многочисленному вражескому воинству

龍 дракон – используется для предотвращения ненастий при путешествии на море

鬼 злой дух – используется для излечения от болезни

勝 победа – используется во всех видах сражений

一единица – используется для того чтобы не заблудиться ночью в незнакомой местности