ХЭЙХО
"ИСКУССТВО ВОЙНЫ И МИРА"
ИИДЗАСА ТЁИСАЙ ИЭНАО

Иидзаса Тёисай Иэнао 飯篠長威斎家直 является основателем школы Тэнсин Сёдэн Катори Синто рю 天真正伝香取神道流. Родился в 1387 году в деревне Иидзаса (сейчас — это город Тако-мати в префектуре Тиба 千葉県), был сыном госи (яп. 郷士 го:си — обозначение для сельских самураев в Японии средних веков и нового времени, низшей категории мелкопоместного дворянства) . О раннем периоде его жизни известно очень мало.

Как пишет Алексей Михайлович Горбылев в свой книге «Путь невидимых. Подлинная история ниндзюцу»:

«... позже переехал в деревню Ямадзаки того же уезда, где и начал изучать фехтование на мечах и копьях. Иидзаса выделялся своими способностями и прилежанием в воинских занятиях и вскоре добился значительных успехов. Об учителе Тёисая известно мало. Так, по сообщению «Канхассю косэн року» «Записи о древних войнах в 8 провинциях Канто», Тёисай был учеником некоего Кабуто Осакабэ Сёхо, который, якобы, получил секреты мастерства от каппы – фантастического существа-вампира, имеющего вид ребенка, лицо тигренка и впадину на темени, живущего и в воде, и на суше, заманивающего своих жертв в воду и топящего купающихся детей. В действительности, Кабуто был госи из деревни Оно уезда Касима и изучал боевые искусства традиции Касима у Мацуоки Хёгоносукэ.


В молодости Иидзаса отправился в Киото, где некоторое время служил сёгуну Асикаге Ёсимасе. За короткое время пребывания в столице он успел в совершенстве изучить легендарную традицию бу-дзюцу Нэн-рю, созданную дзэнским монахом Дзионом, и школу ёрои-кумиути (борьба в доспехах) Мусо Тёкудэн-рю. По-видимому, какое-то время Тёисай провел во владениях своего господина в провинции Ига (об этом свидетельствует одно из его имен – Ига-но Ками – Покровитель Ига), где познакомился с искусством нин-дзюцу госи из Ига. В этот период он прославился как непобедимый фехтовальщик. После этого Тёисай вернулся на родину и поступил на службу к семье Тиба...»

 

В тот же период службы сёгунату Иидзаса получил титул Ямасиро но ками 山城之神 (ками покровитель и защитник провинции Ямасиро). Сейчас это префектура Киото, а в те времена соответственно ставка сёгуната и центр страны. Это была обычная практика эпохи Муромати - давать отличившимся благородным воинам почетные придворные титулы прежних времен.

 

В течение многих лет он верно служил клану Тиба и как боец, и как наставник боевых искусств. Судя по всему, он принял участие в нескольких крупных сражениях и на основании своего боевого опыта, очевидно, пришел  осознанию того, что подобный вид конфронтации може привести лишь к гибели людей и пресечению рода.

 

Chiba jo

Замок Тиба. Это современная реконструкция, которая не имеет ничего общего по внешнему виду с замком клана Тиба, возведенным в 1126 году и разрушенным в 1455, просто стоит на том же месте. В Японии есть примеры тщательных реконструкций с соблюдением внешнего вида и деталей, но, к сожалению, именно этот замок к ним не относится. Враги клана под предводительством Масутара Ясутамэ взяли замок штурмом и разрушили его. Сам Масутара принял имя Тиба и построил новый замок (сейчас это городок Сакура префектуры Тиба, а на месте замка стоит исторический музей)

 

Chiba_mon_2  chiba_mon_1

Варианты мона (герба) клана Тиба. Это луна и звезда или несколько звезд (от 7 до 9). Это связано с клановой ритуальной практикой. Основным почитаемым аспектом был Мёкэн Босацу 妙見菩薩 , в котором слились локальные формы - Мёкэн Син 妙見神 и китайско-индийские божества - Доу Му 斗母 - Хоку То 北斗 , богиня Полярной звезды и Большой Медведицы, покровительствующая оборотничеству.

 

Myoken    Myoken_7

 

Считается, что история почитания Мёкэн в клане Тиба идет от его основателя Ёсифуми Тайра, который в битве 931 года в Уэно призвал Мёкэн, и тот (та) наслал(а) на врагов дождь из мечей и копий. Позднее Тайра Цунэсигэ 平常重 и Тиба Цунэтанэ 千葉常胤, при которых был возведен замок Тиба (до наших дней не сохранился - на этом месте сейчас парк), также активно использовали практики Мёкэн в сражениях периода становления сёгуната в Камакуре. Кстати, Усуи Микао 臼井甕男, открывший систему рэйки 霊気, также был родом из клана Тиба и многие практики получил по наследству, в том числе лечебные практики Мёкэн.

 

Chiba_Myoken_1   Chiba_Myoken_2

В период службы клану Тиба Тёисай Сэнсей также почитал Мёкэн, совершал ритуалы и делал Её практики. Это святилище Мёкэн дзиндзя в Тибе в наши дни. Мы не можем поручиться, что в середине 15 века оно выглядело таким образом, но это то самое место.

 

После крушения клана Тиба, Тёисай Сэнсей стал уделять все большее внимание эзотерическим практикам. Снова процитирую А.М. Горбылева: «Он постригся в монахи школы Сингон, расстался со своей семьей и последователями, преподнес в дар святилищу Катори 1000 коку риса и выстроил храм Симпуку-дзи в деревне Миямото в Оцуки, что на горе Синтоку-дзан, которому также пожертвовал 1000 коку риса. После этого он стал отшельником и поселился в Умэкияма неподалеку от храма Катори.»

 

В это время, как было принято, Иидзаса получил монашеское имя Тёисай Chōi-sai 長威斎 (достоинство высокого очищения). Отметим, что иероглиф сай 斎 - религиозное очищение, многие мечники того времени использовали для именования своего меча.

 

Есть такая история, что в период его отшельничества, один из самых преданных его учеников вымыл своего коня в протекавшем ручье поблизости от святилища Катори. После чего этот конь стал испытывать очень сильные боли и вследствие чего издох. Тёисай Сэнсей очень удивился этой невероятной силе божества Фуцунуси-но-микото, именно которой он и приписал смерть коня. По преданию это была одна из составляющих на его пути к духовному перерождению.

 

Futsunushi_Takemikazuti

Фуцунуси-но-Микото и Такэмикадзути-но-Микото - ками святилищ Катори и Касима. В музее при святилище Катори

 

Когда Тёисай Сэнсею исполнилось шестьдесят лет, он решил отслужить тысячедневную службу в святилище Катори (о практике кайхоге см. подробнее здесь). Также после выполнения аскетических обрядов и очистительных практик, он посвящал себя тяжелым воинским тренировкам. Именно в этот период времени духовной дисциплины его посетило видение бога Фуцунуси-но микото. Божество вручило Иэнао свиток «Хэйхо-синсё» (переводится как «Божественное писание о хэйхо») и предсказало Иэнао: «Ты будешь самым известным учителем всех фехтовальщиков». После чего Иэнао основал собственную воинскую школу, которую назвал Катори Синто рю и поставил перед этим названием выражение «тэнсин сёдэн», что обозначает — «правильная передача божественной истины». Иидзаса Сэнсей верил, что он соединил воедино абсолютные и истинные наставления бога Фуцунуси-но ками, которому посвящено святилище Катори. 

 

Духовные практики переродили Мастера. Вот одна из историй. Многие фехтовальщики, желая прославиться, бросали ему вызов. Иенао не любил такие схватки, потому что, несмотря на то, что использовались деревянные мечи, они часто заканчивались смертью или увечьями. Не желая понапрасну лишать людей жизни или калечить их, он придумал способ избавляться от любителей поединков. Он приглашал очередного желающего в сад, где садился на клумбу кумазасы - высокой, хрупкой и тонкой травы (т.н. "медвежий бамбук"). Но, что интересно, он сидел на кумазасе, которая была высотой около 30 сантиметров, не приминая ее. Он как бы висел над травой! Затем Тёисай Сэнсей говорил пораженному фехтовальщику, «Давай ты тоже присаживайся со мной на траву. Если будешь сидеть правильно, и не пригнешь кумазасу, то я сражусь с тобой». Так он побеждал, не прибегая к оружию. Смысл метода кумадзаса-но осиэ, или принципа «карликового бамбука», в том, что вместо обучения одним лишь методам убийства Тёисай Сэнсей был способен показать другим фехтовальщикам истинный путь, по которому должны следовать человеческие существа .

 

Первая фраза в каталоге-мокуроку школы Катори Синто Рю гласит: Хэйхо («Учение о войне») является хэйхо («Учение о мире»), и все мужчины должны знать хэйхо («Учение о мире»). Синбу - это Воплощение идеального воинского искусства, обладающего, с точки зрения традиции, чрезвычайной эффективностью, но одновременно переступающего через столкновение на физическом уровне, поскольку идеалом синбу является победа без боя, т.е. умение подчинить противника, не прибегая к оружию. В трактате «Тэнсинсё-дэн Катори Синто-рю хэйхо» об этом говорится: «Побеждать, не вынимая меча из ножен - вот на чем построена школа божественного меча».

 

Также стоит обратить особое внимание на то, что до нас практически не дошло изображений Иидзаса Тёисай Иэнао. Есть одно самое известное, которое используют на всех иллюстрациях.

 

Iizasa

 

А другое его изображение - чаще скульптурное, обязательно парное - Основатель в данной форме всегда представлен вместе с супругой. Как у всякого правильного тантрического наставника, Она его Шакти - Сила, Воля и Знание.

 

Iizasa_Shakti   Iizasa_Shakti_2

Алтарь Основателя и его супруги. Деревянные статуэтки, фотография которых на алтаре, находятся в доме семьи Иидзаса в старом додзё неподалеку от святилища Катори.

 

Есть и еще малоизвестные изображения.

 

iizasa_4   iizasa_5

 

 

По многим источникам, Мастер прошел насыщенный и невероятный путь воинской и духовной тренировки. Умер Иидзаса Тёисай Иэнао в 1488 году в возрасте 102 лет. Его посмертное буддийское имя - Тайганиндэн Тайра-но Асон Ига-но Ками Райодо Хондайкодзи, а посмертное имя его жены - Когакуин-дэн Мёсицу Сэйкё Тайси.

 

  

Захоронение Основателя и некоторых патриархов Школы недалеко от святилища Катори и буддийская ступа, установленная к празднованию 600-летия Школы.

 

Вот что написал Отаке Сэнсей об Основателе, сравнивая его с другим известным фехтовальщиком средневековой Японии Миямото Мусаси:

 

«Нет никаких сомнений в том, что Мусаси был очень искусным фехтовальщиком; здесь в Японии его часто называли кэнси, или «святой меча». Однако этот человек никогда не был женат, не оставил после себя ни детей, ни потомков, и у него было только три ученика, изучавших его искусство. Он использовал метод тренировки, связанный с крайней степенью акетизма, недостижимой для среднего человека. Например, он никогда не спал на подбитых матрасах, никогда не мылся и не расчесывал волосы. Конечно же, в таком типе тренировки есть нечто экстраординарное, но я не могу избавиться от чувства, что он пожертвовал своей человеческой сущностью ради фехтования...

 

...В отличие от Миямото Мусаси, Тёисай Сэнсей сумел прожить до 102 лет в эпоху, отмеченную борьбой и волнениями, избежав серьезных неприятностей. До настоящего времени род Сэнсея продолжается на протяжении 20 поколений. Настоящий глава Катори Синто Рю - потомок Тёисай Сэнсея. Благодаря исключительным человеческим качествам Основателя Рю его роду продолжается уже более 20 поколений.

 

Возможность проследить свое происхождение в глубь веков на 20 поколений - это большое достижение для любой семьи. Но если к тому же принять во внимание, что эта семья на протяжении всех поколений передвала воинские искусства и исторические периоды, в которые жили ее члены, включают в себя и "период сражающихся областей" (эпоха непрерывных феодальных междоусобиц, которая началась в 1507 году и продолжалась до 1600 года, став самым беспокойным и воинственным столетием в японской истории), то ее достижение становится еще более выдающимся.

 

Я не могу не испытывать восхищения, думая о том, как много усилий пришлось потратить поколениям учителей, чтобы сохранять, развивать и передавать традицию Катори Синто Рю и семьи Иидзаса. Тот факт, что техника, методы тренировок и духовное учение Катори Синто Рю сохранились в неприкосновенности, служит прямым результатом высочайших достоинств учения, заложенного в основу этой традиции».

 

При этом история семьи Иидзаса была очень сложной. Не всегда удавалось сохранить преемственность по крови (т.е. прямыми наследниками-сыновьями), но всегда сохранялась преемственность по духу. Из рассказа старшего соратника Алексея Анатольевича Маркова:

«Появление различных ветвей было связано с тем, что в 1898 году в возрасте 59 лет умер 18-й сокэ Иидзаса Сюри-но-сукэ Морисада, не оставив наследника мужского пола. С этого момента в течение 20 лет (до 1918 года) Школой руководил совет старших мастеров (экспертный совет), возглавляемый сиханом Ямагути Кумадзиро. Вот список членов совета: Камагата Миносукэ, Тамаи Кисабуро, Сиина Итидзо, Ито Танекити, Кубоки Содзаэмон, Исобэ Коухэй, Хаяси Ядзаэмон, Мотомия Тараносуке. Однако, после смерти Ямагути Кумадзиро сэнсея в 1918 году на 10 лет установилось некоторое безвластие, которое и послужило ослаблением единства Школы, вместе с общим упадком интереса в современном обществе к старым военным дисциплинам. Лишь в 1928 году Киндзиро сэнсей женился на представительнице рода Иидзаса и принял имя Иидзаса Сюри-но-сукэ Киндзиро, став 19-м сокэ Школы. После этого наследственная линия продолжилась рождением Иидзаса Сюри-но-сукэ Ясусада, который и является в настоящее время действующим 20-м сокэ».

 

sensei  

На фото слева направо: Ямада Хиронобу Сэнсей (сидося, кёси мэнкё), Иидзаса Сюриносукэ Ясусада 飯篠修理亮快貞 (20-й патриарх Школы, сокэ), Отакэ Рисукэ Сэнсей (гокуи кайдэн, сихан) в старом додзё у дома семьи Основателя, расположенном недалеко от святилища Катори Дзингу. Хотя 20-й патриарх сейчас не ведет тренировок, но он является административным и духовным объединяющим звеном Школы. Под его руководством соратники выходят на празднования в святилищах Катори и Касима, празднуют новый год в старом додзё.

 

У Дэвида Авалона Холла приводится описание празднования нового года в старом додзё. Перевод с английского мой, комментарии в скобках тоже.

«В 7.30 утра там собираются ученики и плетут 50 веревок из рисовой соломы (симэнава), которые потом сплетают в одну. Также готовится 50 рисовых печений специально для предложения Богине. Также Богине подносятся сидэ 紙垂 (белые, зигзагообразно-сложенные полоски бумаги, используемые в обрядности синто) , а также сушеный скат, черные бобы, каштаны, морковь, дайкон, мандарины, соль и вода. Дары размещаются около полуночи в додзё и в храме Мариситэн (имеется в виду мини-храм Мариситэн в додзё, а не храм в Уэно). Затем Отаке Сэнсей рецитирует специальный текст Marishiten Goharai (см. подробнее в статье о Мариситэн) на благо всех членов Школы. Все производят два хлопка ладонями и поклон.

 

В старые времена всех новых членов Школы обливали водой из ведра (это ритуал имеющий как синтоистские так и буддийские корни. Это и очищение мисоги и посвящение-абхишека). На следующий день следует первый день тренировок в новом году, который проводится в старом додзё. Этот день также отмечается особо тем, что происходит вручение свитков тем участникам Школы, которые достигли определенных этапов».

 

Преемтсвенность сохраняется, Школа развивается...